ПАРЛАМЕНТ ИТАЛИИ
Согласно Конституции Итальянской Республики, высшим законодательным органом страны является Парламент. Он состоит из двух равноправных палат: Палаты депутатов и Сената, которые работают постоянно (с перерывом на летние, рождественские и пасхальные каникулы). В Палату депутатов избираются 630 депутатов, в Сенат — 315 сенаторов. Кроме того, существует институт так называемых «пожизненных сенаторов», который состоит из бывших президентов Итальянской Республики (К.Чампи и Дж.Наполитано) и граждан, назначенных пожизненными сенаторами указом главы государства за особые заслуги перед страной (бывший премьер М.Монти, архитектор Р.Пияно, физик-ядерщик К.Руббья и нейробиолог Е.Каттанео). Членом Палаты депутатов может быть избран любой гражданин Италии, которому исполнилось 25 лет, сенатором — 40 лет.
Обе палаты итальянского парламента избираются одновременно сроком на 5 лет всеобщим и прямым голосованием. Их полномочия могут быть продлены только в случае войны. Палаты могут быть распущены до истечения срока своих полномочий президентом республики. Выборы новых палат проводятся не позднее, чем через 70 дней по истечении полномочий предыдущих палат, которые сохраняются до созыва новых палат.
Заседания палат, как правило, происходят раздельно, за исключением следующих случаев: при выборах президента страны; для избрания одной трети членов Высшего совета магистратуры (высший судебный орган страны); Счетной палаты; для избрания одной трети членов Конституционного суда; для обвинительного акта в отношении президента республики, председателя Совета министров, министров.
Каждая палата избирает из своего состава председателя и президиум, которые руководят её работой. В президиум, помимо председателя, входят четыре его заместителя, три квестора и секретари (в Палате депутатов их 12, а в Сенате — 8). Каждая палата устанавливает свой порядок работы большинством в 2/3 голосов своих членов.
Председателем Палаты депутатов является Л.Болдрини (партия «Левые, экология и свобода»), Председателем Сената – П.Грассо (Демократическая партия). Для того чтобы решение любой из палат или парламента в целом было действительным, необходимо, во-первых, чтобы на заседании присутствовало простое большинство (50%+1) членов палаты (или соответственно парламента) и, во-вторых, чтобы это решение было принято простым большинством присутствующих.
При осуществлении законодательных функций, как и вообще по всем вопросам, обе палаты парламента Италии пользуются одинаковыми правами. Ни одна из них не имеет преимущества перед другой.
Если уже одобренный в одной из палат законопроект был хоть незначительно изменен или дополнен в другой палате, он возвращается в первую палату для утверждения изменений. Не исключена возможность в случае новых изменений его возвращения опять во вторую палату.
После общего рассмотрения законопроекта на заседании палаты он рассматривается и утверждается постатейно, а также (если имеются) рассматриваются и голосуются поправки и дополнения к нему. Затем законопроект утверждается в целом. После того как обе палаты приняли закон, он должен быть утвержден Президентом Итальянской Республики.
Законы, изменяющие Конституцию Италии, и другие конституционные законы принимаются каждой из палат парламента в двух чтениях с перерывом не менее трех месяцев и одобряются абсолютным большинством членов каждой палаты при втором голосовании. Эти законы могут быть вынесены на народный референдум, если в течение трех месяцев после их опубликования этого потребуют пятая часть членов одной палаты, или пятьсот тысяч избирателей, или пять областных советов. Референдум не проводится, если при втором голосовании в каждой из палат закон был одобрен большинством в две трети голосов их членов.
Формами парламентского контроля за деятельностью правительства является: запрос, интерпелляция и резолюция недоверия.
Запрос является обычным обращением к компетентному министру с требованием дать разъяснения по определенному факту либо сообщить о мерах, которые приняты или будут приняты правительством по этому факту. Сенатор или депутат, обращающийся с запросом, должен представить его в письменном виде с указанием формы — письменной или устной, — в которой он желает получить ответ.
Интерпелляция — это обращение к правительству относительно мотивов его действий и его дальнейших намерений по вопросам, имеющим особое значение или общий характер.
Резолюция недоверия правительству носит характер мотивированной резолюции, подписанной, по крайней мере, одной десятой частью членов палаты. Она ставится на обсуждение и последующее голосование по истечении трех дней с момента ее предоставления.
По вопросам, представляющим общественный интерес, парламент может проводить парламентское расследование. Для этой цели каждая палата пропорционально своему партийному составу назначает из своих членов следственную комиссию, которая обладает такими же юридическими полномочиями, так и судебная власть.
Определенную долю законодательной власти парламент Италии делегирует правительству (на основании ст.76 Конституции). Однако это может иметь место только с определением принципов и руководящих указаний парламентом и только на ограниченное время и по определенному кругу вопросов.
Утверждение правительством под свою ответственность в особой срочности случаях особых декретов, имеющих силу закона, по Конституции сопряжено с обязанностью правительства в тот же день представить эти декреты в палаты, которые собираются в этом случае, даже будучи распущенными, в течение пятидневного срока. Если такие декреты не превращены парламентом в законы в течение 60 дней после их опубликования, они теряют силу с момента издания.
В соответствии с регламентом в Палате депутатов действуют 14 постоянных комиссий. Кроме того, президиум Палаты депутатов учреждает Специальную комиссию, состоящую из 30 депутатов, которая занимается изучением законопроектов, находящихся на рассмотрении в Палате депутатов.
По регламенту парламентская фракция в Палате депутатов включает не менее 20 депутатов, а в Сенате — 10 сенаторов.
Нынешний парламент XVII-гo созыва, избранный в феврале 2013 г., имеет следующий состав:
в Палате депутатов:
- Демократическая партия — 306
- «Движение Пять звезд» — 91
- «Вперед, Италия» С.Берлускони — 69
- «Народники» — 34
- «Левые, экология, свобода» — 25
- «Гражданский выбор» — 23
- «Лига Севера»-16
- «За Италию — Демократический центр» — 13
- «Братья Италии — Национальный альянс» — 8
в Сенате:
- Демократическая партия — 113
- «Вперед, Италия» С.Берлускони — 45
- «Движение Пять звезд» — 36
- «Народники» — 35
- Движение за автономию («Автономистская партия Трентино Тиролезе», «Союз за Трентино», «Итальянская социалистическая партия», «Демократическая солидарность», «Движение по защите прав итальянцев за границей») — 19
- «Лига Севера» — 12
- «Великие автономии и свобода» («Великий Юг», «Народники за Италию», «Федерация зеленых», «Умеренные») — 11
- «Консерваторы и реформаторы» — 10
- «Союз либеральных народников и автономистов» — 10
- Смешанная группа – 30.
МИД России
сентябрь 2017 года